Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами. Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (далее – СУОТ).
Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н (далее – Типовое положение) содержит типовую структуру системы управления охраной труда.
Согласно п. 8 Типового положения в положение о СУОТ включаются процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, одной из которых является процедура управления профессиональными рисками. В соответствии с п. 33 Типового положения работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе по выявлению опасностей, оценке и снижению уровня профессиональных рисков.
За непроведение оценки профессиональных рисков предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.